Военные корабли существовали ещё несколько тысяч лет назад до н. э.
Первые начали строить в IX—VIII вв. до н. э. То были гребные и парусные
суда. Они использовали как оружие таран. У некоторых на носу
устанавливались катапульты, а на дальних расстояниях работали лучники.
Когда корабли подходили друг к другу очень близко, то солдаты шли на
абoрдаж. Так было много веков, пока не появилаь пушка. Ею начали
снабжать корабли по бортам. Таким образом военные корабли начали
процветать. В 19-ом веке военные суда начали бронировать сталью. Но
нижняя часть оставалась непокрытой металлом и была беззащитна. Однако
опасаться было нечего, поскольку тогда не было подводных лодок. В 20-ом
веке военные суда делались полностью из металла и снабжались
крупнокалиберной артиллерией, а позже и пусковыми установками. Новейшие
военные суда снабжены радарами, всеми видами крупнокалиберного оружия и
некоторой авиацией на борту.
Современные военные корабли делятся на: - Крейсер - Противолодочный корабль - Эсминец - Авианосец - Корабль-арсенал - Вертолётоносец - Подводная лодка
Каждый из этих видов делиться еще на кучу подвидов, но мы не на лекции и грузить вас этим я небуду.
Крейсер Крейсер
— корабль действующий независимо от остального флота. Один из самых
распространённых военных кораблей. Предками крейсеров являлись фрегаты.
Самыми распространенными крейсерами на данный момент являются ракетные.
Американские крейсера
Новейшими на сегодняшний день крейсерами ВМС США являются корабли типа «Тикондерога» (Ticonderoga).
Крейсера участвовали в операциях против Ирака (1991, 2003) и Югославии
(1999) в качестве кораблей ракетно-артиллерийской поддержки. В 2004 году
первые пять кораблей серии выведены из боевого состава флота.
Оставшиеся 22 единицы начиная с 2006 г. проходят модернизацию включающую
приспособление кораблей к новым зенитным ракетам, замену артиллерии и
электронного оборудования.
Предположительно с 2016—2019 г. эти крейсера будут заменяться 19-24 новыми кораблями CG(X), созданными на базе проекта Zumwalt DD(X). В настоящей момент проект находится на стадии исследований.
Предполагаемый облик крейсеров CG(X)
Советские/Российские крейсера
Своеобразной визитной карточкой советского ВМФ в последний период его
существования стали тяжёлые атомные ракетные крейсера типа «Киров»
(проект 1144 «Орлан»). Головной корабль вступил в строй в 1980 г. В 1984
и 1989 к нему добавились ещё два, последний из заложенных кораблей
вступил в строй уже после распада СССР под именем «Петра Великого». Это
самые крупные надводные боевые корабли (кроме авианосцев), построенные
после Второй мировой войны, что дало повод западным экспертам именовать
их линейными крейсерами.
На 2007 г. единственным действующим крейсером этого типа оставался
«Пётр Великий». Крейсер «Адмирал Нахимов» находится на ремонте окончание
которого намечено на 2011 г., «Адмирал Лазарев» законсервирован и его
возвращение в строй представляется маловероятным.
Современный крейсер
— дорогостоящий продукт кораблестроительных, ракетных и электронных
технологий. Позволить себе корабль такого типа могут лишь немногие
государства. Значительными крейсерскими силами располагают только две
страны — США и Россия. Крейсера остальных держав построены в 50—60-х гг.
ХХ века и уже устарели.
Небольшая статистика по количеству крейсеров флотов мира на 2007 год:
США — 22 крейсера УРО типа «Тиконденрога»; Россия — 2 тяжёлых атомных
ракетных крейсера типа 1144 (Орлан) и 1 на консервации, 3 ракетных
крейсера типа 1164; Перу — 1 крейсер-вертолетоносец «Адмирал Грау»
(Admiral Grau) типа «Де Рейтер»; Франция — 1 крейсер-вертолетоносец типа
«Jeanne d’Ark» (учебный).
Противолодочный корабль
Противолодочный корабль (Он же Эсминец у Янки)
— корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок. С помощью
радаров он выслеживает подлодку, затем вертолёты, находящиися на борту,
взлетают и уничтожают подлодку ракетами. Торпеды имеются и на борту
корабля. Они запускаются в специальных помещениях.
Большие противолодочные корабли типа «Комсомолец Украины»
(проект 61, код NATO — Kashin) - На 2009 год в составе Черноморского
флота ВМФ Российской Федерации находится лишь один (СКР «Сметливый») из
20 кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1962 по 1973
года. Остальные 19 кораблей в настоящее время списаны и разобраны на
металл.
Большие противолодочные корабли проекта 1134Б
(шифр «Беркут», головной корабль — «Николаев», код NATO — Kara) - На
2009 год 5 из 7 кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с
1971 по 1979 года, были исключены из состава ВМФ Российской Федерации и
проданы для разборки на металл. Один корабль (БПК «Очаков») в настоящее
время находится в консервации и ещё 1 (БПК «Керчь») находится на
вооружении Черноморского флота (На фотографии выше).
 Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат» (код НАТО — Udaloy)
- Были приняты в 1980-ом году на вооружение Военно-Морского Флота СССР,
в настоящее время в количестве 7 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал
Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ
Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал
Басистый», были заложены по проекту 1155.1. В настоящее время БПК
«Адмирал Чабаненко» состоит на вооружении ВМФ Российской Федерации.
«Адмирал Басистый» был заложен, но в последствии был разобран на
стапеле.
Эсминец
На фото: Российский эсминец типа «Современный» «Расторопный» (внизу) и
американский эсминец типа «Спрюэнс» DD-987 «О’Бэннон» (вверху).
Эскадренный миноносец (сокр. эсминец)
— многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с
подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и
кораблями противника, охраны и обороны соединений кораблей или конвоев
на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной
служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки
минных заграждений.
Самые крупные (США) достигают 9200 тонн и способны решать свои задачи в
любом районе Мирового океана. Самые мелкие (Мексика, Перу) — это
переоборудованные корабли времен войны около 2500 тонн, пригодные для
действий у своих берегов, по возможностям уступающие современным
фрегатам.
В США основными назначениями эсминцев являются охрана авианосных групп,
поддержка сухопутных сил и сил высадки десанта, а также охрана конвоев.
В настоящее время на вооружении ВМС США находится один класс
многоцелевых ракетных эсминцев, типа DDG-51 «Арли Бёрк» (англ. Arleigh Burke).
DDG-51 — самый массовый на сегодняшний день эсминец в мире. На конец
октября 2008 г. в составе флота находится 53 корабля этого типа, ещё 9
строится или заказаны + ещё от 8 до 11 эсминцев планируется построить до
2022 г. Это наиболее крупные из когда-либо построенных эсминцев,
водоизмещение последних кораблей серии около 9600 метрических тонн.

В Великобритании в настоящее время используются 8 эсминцев проекта «Тип
42» (Фото выше). Британские эсминцы имеют водоизмещение около 5000 т.
Вскоре эти корабли будут заменены на корабли нового проекта «Тип 45»
(«Дэринг»), с водоизмещением около 7200 т. Два корабля новой серии уже
спущены на воду. Эсминцы «Тип 45» предназначены, прежде всего, для
противовоздушной обороны авианосцев.

Россия (ранее СССР) с 1965 по 1981 г. не классифицировала свои корабли
как эсминцы, за исключением ранее построенных. В типичном случае корабли
со сходными характеристиками относились к большим противолодочным
(БПК). Это отражало взгляды на новое назначение кораблей в
ракетно-ядерной войне. После 1991 г. происходит постепенный отказ от
неортодоксальной системы классификации кораблей, принятой в Советском
Союзе и в класс эсминцев перечисляются БПК проектов 1155,1155.1 (О них
мы уже узнали в предыдущем пункте). Вместе с тем имеет место и
общемировая тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между
собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными
фрегатами. В российском флоте этот процесс иллюстрируют, например,
фрегаты проекта 1154, перспективные боевые корабли проекта 22350.
Авианосец
Авианосец
— Военный окрабль, перемещающий на себе авиацию. Палуба корабля
обеспечивает возможность взлёта и посадки для самолётов. Авианосец
снабжен радиостанцией, которая позволяет потдерживать связь со
взлетевшими самолётами. Первые появились в конце XIX века, но несли не
авиацию, а аэростаты. Первым судном, несущим на себе авиацию, стал
английский корабль, поступивший во флот в 1915 году. Авианосцы
использовались во Второй мировой войне. Больше всех плавучие аэродромы
использовали США и Япония, которые вели бои в море. Сейчас авианосцы
достигают предела своего совершенства. Появилось новое отвлетвление —
вертолётоносец. В настоящее время авианосцы являются самыми большими
военными кораблями из когда-либо построенных.
 На фото: Походный порядок четырёх различных современных авианосцев — USS John C. Stennis, Шарль Де Голль, HMS Океан и USS Джон. Ф.Кеннеди
в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного
ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.
Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) составляют свыше 10 миллионов долларов США.
В настоящее время только девять стран имеют авианосцы на вооружении.
В СССР первые предэскизные проекты авианосцев были выполнены в 1943
году. Тем не менее, после смещения адмирала Н. Г. Кузнецова с должности
Главкомандующего Военно-морского флота в 1955 году, все проекты
постройки авианосцев были закрыты новым главкомандующим С. Г. Горшковым.
Авианосцы клеймились советской пропагандой как орудие агрессии. Их
боевые возможности и живучесть занижались, а роль и возможности
советских ракетных крейсеров завышались. После прихода к власти Брежнева
и назначения министром обороны А. А. Гречко в 1967 году, Горшков
изменил своё мнение. Результатом этого стала постройка авианосцев
«Минск», «Киев», «Новороссийск» с размещением на них самолётов
вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-38.

Ввиду переоценки боевых возможностей СВВП постройка авианосца,
способного нести самолёты традиционного типа откладывалась. Из-за этого
первый и единственный авианосец такого типа, Проект 1143.5, тяжёлый
авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», был
спущен на воду только в 1985 и принят на вооружение в 1995 году.
История других советских авианосцев:
Минск — тяжелый авианосный крейсер Черноморского флота ВМФ СССР, а позже — ВМФ России.
В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки
его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании
Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда
компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в
Шэньчжэне. 22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион,
однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был
выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней.
 Киев — тяжёлый авианесущий крейсер Северного флота Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР).
В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт,
значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования,
выведен из боевого состава флота, после — разоружён и продан
правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао,
где переоборудовали под музей. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали
в Тяньцзинь.
 Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 4 октября 1990 года назывался крейсер «Баку»,
затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в
последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде
«Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер,
единственный корабль проекта 1143.4, продан Индии 20 января 2004 года.
В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были
подписаны в октябре 2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась
предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение
предусматривало выделение 974 млн. долларов на восстановление и
модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 млн. долларов на поставку 16
истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27.
Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около
458 млн. долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие
платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла
вопрос о недооценке объема работ. В декабре 2008 года, после визита
президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского
правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене
модернизации крейсера.
 Варяг
(до 19 июня 1990 года — «Рига», с 2008 года — «Shi Lang») — тяжелый
авианесущий крейсер проекта 1143.6 разработан в Невском
проектно-конструкторском бюро под руководством В. Ф. Аникиева.
В апреле 1998 продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 миллионов долларов.
Буксировка корабля длилась 627 дней. В начале 2008 года корабль получил
имя «Shi Lang», в честь китайского полководца, и бортовой номер «83».
Морские испытания отремонтированного авианосца могут начаться уже в 2008
году. В настоящее время крейсер находится на инспекции и ремонте в
сухом доке военно-морской базы в городе Далянь. Планы
Народно-освободительной армии Китая в отношении авианосца остаются
неопределенными. Аналитики обсуждают ряд возможностей: ввод в строй или
использование как базы для тренировок. Однако по заявлениям некоторых
китайских чиновников авианосец может быть введён в боевой состав ВМС
Китая уже в 2010 году.
Корабли-арсеналы Война в Югославии, выигранная крылатыми ракетами, вызвала к жизни концепцию кораблей-арсеналов.
Cудно, которое представляют собой передвижной ракетный комплекс. Идея
его создания принадлежала американскому генералу Александру Крекичу;
первые испытания кораблей прошли в 2001—2002 годах. Арсеналы не видны на
экранах радаров и в этом их преимущество.
Концепция
корабля-арсенала, разрабатываемая совместно ВМФ США и агентством
перспективных вооружений DARPA, предусматривает создание дешевого
корабля-носителя максимально возможного количества ракет с минимально
возможным экипажем. Основная задача корабля-арсенала – доставить ракеты в
нужный район и обеспечить быстрый запуск. Собственно, корабль является
гигантской дистанционно управляемой пусковой установкой. Целеуказание,
наведение и команды на запуск могут выдаваться одновременно с различных
командных пунктов, расположенных как на самолетах AWACS или E-2, так и
на земле. Считается, что корабль будет оборудован 500 шахтными
автоматическими пусковыми ракетными установками, а его экипаж не
превысит 50 человек. Арсенал корабля будет состоять из дозвуковых (885
км/ч) крылатых ракет Tomahawk с радиусом действия 2500 км, сверхзвуковых
(М=3,5–5) FastHawk с дальностью 1600 км, а также противокорабельных и
противовоздушных ракет. Стоимость такого корабля составит примерно
половину стоимости установленных на нем ракет. Задача обороны плавучего
ракетного склада будет возложена на авианосец. Залп одного такого
корабля, появление которого ожидается в 2020 году, сможет гарантированно
вывести из строя экономику небольшой страны.
Вертолётоносец
Вертолётоносец
— разновидность авианосцев, специально предназначенная для несения
вертолётов, и поэтому не имеющая самолётного взлётно-посадочного
оборудования (катапульт, посадочных тросов). Как правило, одновременно
является противолодочным, либо десантным кораблём. Может иметь в составе
авиакрыла несколько самолётов с вертикальным или сверхкоротким взлётом.
По состоянию на 2009 год, 2 авианосца типа «Инвинсибл» всё ещё несут
активную службу, являясь единственным классом авианосцев на вооружении
ВМС Великобритании (Фото выше).
В настоящее время в составе ВМФ США или России данный тип авианосцев нечислится.
Из вертолетоносцев специальной постройки существуют французский (Фото выше) Jeanne d'Arc (R97) (переклассифицированный в учебный) и серия американских кораблей (Фото ниже) типа Iwo Jima (LPH-2) (с 1993 все выведены в резерв).
Подводная лодка
Подводная лодка
— Судно способное плавать под водой. Оно погружается и вспывает
благодаря резервуарам. В основном используются как оружие для поражения
целей. Современные подлодки работают на атомном реакторе и снабжены
ядерным оружием. Первые подлодки появились еще в 1860—1870-х, но не были
развиты и почти не использовались. Начали воевать в Первой мировой
войне; немецкие подлодки топили английские корабли с помощью торпед.
Активно использовались и во Второй мировой. Подводные лодки применяются
также в мирных целях. Существуют почтовые подводные лодки и
пассажирские, есть много подлодок-музеев.
Современные
подводные лодки используют в качестве источника энергии атомные
установки, дизельные моторы, аккумуляторы, двигатели Стирлинга или
топливные элементы. После окончания Второй мировой войны известны
всего два случая торпедирования подводной лодкой боевого корабля. 9
декабря 1971 года во время индо-пакистанской войны пакистанская
дизельная подводная лодка «Hangor» торпедировала индийский фрегат
«Khukri». 2 мая 1982 года во время Фолклендской войны между
Великобританией и Аргентиной британская атомная подводная лодка
«Conqueror» торпедировала аргентинский лёгкий крейсер «Генерал
Бельграно». В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении 33 стран.
В конце XX века в состав флотов стран НАТО входило 217 подводных лодок
(в том числе ПЛАРБ — 23, ПЛА — 101). В России, с учётом оборонительной
доктрины прогнозируется иметь в строю 90-100 единиц подводных лодок. В 2004 в России по заказу Италии начата разработка проекта S1000. (Мини субмарины для гражданского пользования)
США обладает 4 типами ядерных подводных лодок (ПЛ работающих не на ядерном реакторе, у янки нету), а Россия 10 типами.
 Подводные лодки типа «Вирджиния» — новейшие многоцелевые АПЛ ВМС США. (Фото выше)
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
— серия российских атомных подводных лодок класса «ракетный подводный
крейсер стратегического назначения» (Фото выше). По состоянию на июль
2008 года три корабля серии находятся в постройке, один из них уже
спущен на воду. Всего, согласно ГПВ, планируется до 2017 года построить 8
кораблей. 19
марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на
Севмашпредприятии прошла церемония закладки третьей атомной подводной
лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». Срок сдачи — 2011 год.
«Александр Невский», «Владимир Мономах» и все последующие за ними
подводные ракетоносцы будут построены по изменённому проекту 955А,
существенно отличающемуся по технологии постройки и по форме корпуса,
возможно, что число ракетных шахт будет увеличено до 20. В 2008 году
планируется закладка ещё одной подводной лодки этого проекта.
|